Добро пожаловать!
Раздел "Вебинары"
31 мая 2023 года
Вебинар на тему: «Расширение образовательными организациями высшего образования практики реализации образовательных программ в сетевой форме»
Вебинар состоялся 31 мая 2023 г. в 10:00 (по московскому времени)
07 апреля 2023 года
Вебинар на тему: «Об особенностях проведения приемной кампании 2023/24 учебного года»
Вебинар состоится 12 апреля 2023 г. в 10:00 (по московскому времени)
29 марта 2023 года
Вебинар на тему: «Об изменениях при проведении приемной кампании 2023/24 учебного года согласно приказу Минобрнауки России от 10 февраля 2023 г. № 143»
Вебинар от 29 марта 2023 г.
01 февраля 2023 года
Вебинар на тему: «Перераспределение КЦП, установленных организациям, осуществляющим образовательную деятельность, их филиалам на 2023/24 учебный год КЦП за счет средств федерального бюджета по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры»
Вебинар от 1 февраля 2023 г.
30 ноября 2022 года
Вебинар на тему: «Разработка, актуализация и реализация образовательных программ в соответствии с законодательством РФ»
Вебинар от 30 ноября 2022 г.
Презентации по теме вебинара:
28 октября 2022 года
Вебинар на тему: «Модели реализации образовательных программ высшего образования: присвоение выпускнику нескольких квалификаций, построение траектории обучения в соответствии с потребностями рынка труда»
Вебинар от 28 октября 2022 г.
Презентации по теме вебинара:
21 октября 2022 года
Вебинар на тему: «Реализация программ высшего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами»
Вебинар от 20 октября 2022 г.
Презентации по теме вебинара:
Минобрнауки России, Рябко Т.В.
ГУМРФ им. генерала С.О. Макарова, Лаврентьева Е.А.
МГУ им. М.В. Ломоносова, Абрамов А.В.
МГУ им. М.В. Ломоносова, Лукина М.М.
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Литвинова Т.М.
РАМ имени Гнесиных, Рыжинский А.С.
ФГБОУ ВО СЗГМУ им. Мечникова, Мельцер А.В.
18 октября 2022 года
Вебинар на тему: «Продолжительности рабочего времени педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и о порядке определения учебной нагрузки указанных работников, оговариваемой в трудовом договоре, основаниях ее изменения и случаях установления верхнего предела учебной нагрузки»
Вебинар от 17 октября 2022 г.
17 октября 2022 года
Вебинар на тему: «Расширение образовательными организациями высшего образования практики реализации образовательных программ в сетевой форме. Практическая подготовка - практика реализации»
Вебинар от 14 октября 2022 г.
Презентации по теме вебинара:
3.1. РЭУ им. Плеханова, Никулин Алексей Сергеевич
3.2. Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Туричин Глеб Андреевич
3.3. Вологодский государственный университет, Лихачева Ольга Ивановна
3.4. Череповецкий государственный университет, Белова Марина Геннадьевна
4.1. МГТУ имени Баумана, Падалкин Борис Васильевич
4.2. МИРЭА - Российский технологический университет, Кудж Станислав Алексеевич
4.3. Московский политехнический университет, Шарипзянова Гюзель Харрясовна
4.4. РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, Монахос Сократ Григорьевич
4.5. Национальное агентство развития квалификаций, Факторович А. А., Борисова М. П.
04 апреля 2022 года
Вебинар по вопросам особенностей приема на обучение по образовательным программам высшего образования, имеющим государственную аккредитацию, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в 2022 году.
Вебинар состоится 6 апреля 2022 г. в 14:00 по московскому времени.
Для участия в вебинаре необходимо зарегистрироваться пройдя по ссылке
09 февраля 2022 года
Вебинар по вопросам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспиранутре (адъюнктуре) по научным специальностям.
Вебинар состоится 10 февраля 2022 г. в 10:00 по московскому времени.
Для участия в вебинаре необходимо пройти по ссылке
21 января 2022 года
Вебинар по вопросам проведения открытого публичного конкурса по распределению контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования, а также по группам научных специальностей и (или) научным специальностям для обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2023/24 учебный год.
Вебинар переносится на 1 февраля 2022 г. в 10:00 по московскому времени.
Для участия в вебинаре необходимо зарегистрироваться пройдя по ссылке
06 декабря 2021 года
Вебинар по вопросам особенностям Порядка реализации государственного плана подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2021-2030 годы.
Вебинар состоится 8 декабря 2021 г. в 11:00 по московскому времени.
Для участия в вебинаре необходимо пройти по ссылке
19 июля 2021 года
Вебинар по вопросам реализации приемной кампании по программам высшего образования в 2021 г.
Вебинар состоится 20 июля 2021 г. в 11:00 по московскому времени.
Для участия в вебинаре необходимо пройти по ссылке
19 мая 2021 года
Вебинар по вопросу реализации образовательными и научными организациями механизма целевого обучения по образовательным программам высшего образования.
Вебинар перенесен на 27 мая 2021 г. в 11:00 по московскому времени.
Для участия в вебинаре необходимо пройти по ссылке
30 апреля 2021 года
Вебинар об особенностях приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2021/22 учебный год.
Вебинар состоится 11 мая 2021 г. в 11:00 по московскому времени.
Для участия в вебинаре необходимо пройти по ссылке
23 апреля 2021 года
Вебинар об особенностях нового Порядка отбора иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, а также предъявляемых к ним требований
14 января 2021 года
Вебинар по вопросам проведения открытого публичного конкурса по распределению контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2022/23 учебный год.
Вебинар состоится 21 января 2021 г. в 10:00 по московскому времени.
26 октября 2020 года
Вебинар по вопросам организации Приемной кампании 2021 года
Для участия в вебинаре необходимо пройти по ссылке и зарегистрироваться: https://events.webinar.ru/15966099/6740265
16 октября 2020 года
Вебинар по вопросам реализации нового Положения о практической подготовке
Ответы на поступившие вопросы:
1. Может ли практика быть рассредоточенной - 5 часов день практика, 3 часа - теоретическая, в том числе и самостоятельная подготовка.
Совмещение в один учебный день практики и теоретических занятий не целесообразно, практика и дисциплины (модули) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами входят в структуру образовательной программы отдельными блоками.
Практика может проводиться путем чередования в календарном учебном графике периодов учебного времени для проведения практик с периодами учебного времени для проведения теоретических занятий.
2. Обязана ли образовательная организация заключать договор с профильной организацией, если это одно ведомство. Т.е. вуз является ведомственным?
Законодательство РФ об образовании не устанавливает различий в правовом положении профильных организаций в зависимости от ведомственной принадлежности. Договор о практической подготовке должен быть заключен и в этом случае.
3. Выпускающая кафедра, осуществляющая подготовку строителей может являться местом практики (в то время как выпускающая кафедра в данном случае является образовательным подразделением, а не строительной организацией)?
Практическая подготовка может быть организована: непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в структурном подразделении образовательной организации, предназначенном для проведения практической подготовки; в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в том числе в структурном подразделении профильной организации, предназначенном для проведения практической подготовки, на основании договора, заключаемого между образовательной организацией и профильной организацией (часть 7 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Образовательная организация самостоятельно определяет место реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки, в том числе и практики.
4. Необходимо заключать два договора - с профильной организацией и с руководителем практической подготовки?
Законодательство РФ об образовании предусматривает заключение одного договора о практической подготовке с профильной организацией.
5. Вопросы по договорам: 1) надо ли в договоре прописывать фамилию от организации, ответственного за практику или достаточно прописать, что организация назначает такого работника?
Положением о практической подготовке обучающихся и примерной формой договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, утвержденными приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 5 августа 2020 г. № 885/390 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный номер № 59778) не предусмотрено внесение в текст договора фамилий руководителя по практической подготовки от образовательной организации и ответственного лица от профильной организации. Достаточно приказов образовательной организации и профильной организации об их назначении.
6. Может ли быть заключен Договор о практической подготовке на конкретный компонент, например, договор о прохождении практики либо договор на проведение занятий?
Договор о практической подготовке обучающихся, заключаемый между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы может быть заключен как на отдельный компонент (компоненты) образовательной программы, так и на реализацию образовательной программы (программ) в форме практической подготовки в целом.
7. Есть мнение, что реализовать практическую подготовку необязательно, пока она не будет отражена во ФГОС.
Практическая подготовка не является элементом образовательной программы и может не отражаться в федеральных государственных образовательных стандартах. Обязательность осуществления практической подготовки по профессиональным образовательным программам закреплена в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 6 статьи 13).
8. Каким образом будет обучающийся аттестован? Мнение профильной организации как -то будет учитываться? В каких документах?
По компоненту образовательной программы реализуемому в форме практической подготовки проводится промежуточная аттестация.
Согласно пункту 2.3.2 примерной формы договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, утвержденной приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 5 августа 2020 г. № 885/390 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный номер № 59778) образовательная организация вправе запрашивать информацию об организации практической подготовки, в том числе о качестве и объеме выполненных обучающимися работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Указанная информация может быть использована для оценивания обучающихся по компоненту образовательной программы, реализованному в форме практической подготовки в профильной организации.
9. Каковы особенности практической подготовки обучающихся магистратуры?
Особенностей практической подготовки обучающихся по программам магистратуры законодательством РФ об образовании не предусмотрено.
10. Может ли образовательная организация в рамках договора о практической подготовке организовать занятия по физической культуре на СТАДИОНЕ. Наличие стадиона - требование ФГОС СПО.
Указанное взаимодействие можно осуществить в рамках договора о сетевой форме реализации образовательной программы с использованием ресурса иной организации. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе.
Договор о практической подготовке может быть заключен, если занятия по физической культуре связаны с будущей профессиональной деятельностью выпускников.
11. По ряду направлений подготовки не имеется соответствующих профессиональных стандартов. Как определять виды проф. Деятельности
При отсутствии соответствующих профессиональных стандартов можно ориентироваться на соответствующие федеральные государственные стандарты, образовательные стандарты, федеральные государственные требования, а также положения смежных профессиональных стандартов.
12. Надо ли на сайте указывать места прохождения практической подготовки и практики?
Согласно подпункту з.1 подпункта 1 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» размещается информация о местах осуществления образовательной деятельности, в том числе не указываемых в соответствии указанным федеральным законом в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Следовательно, на сайте образовательной организации необходимо указывать места прохождения практической подготовки.
13. Если аспирант работает в вузе (не в том, где обучается), можно ли ему зачесть педагогическую деятельность как педагогическую практику?
Можно. При этом с такой организацией необходимо заключить договор о практической подготовке.
14. Как правильно указать помещения в приложении 2 договора, если практическая подготовка проходит непосредственно в поле конкретного хозяйства?
У земель сельскохозяйственного назначения имеется кадастровый или почтовый адрес, который и должен быть внесен в Приложение 2 к договору о практической подготовке.
15. В какой части договора о практической подготовке (форма предложена Росметодом) следует прописывать вид практики?
Образовательная программа (программы), компоненты образовательной программы, при реализации которых организуется практическая подготовка, количество обучающихся, осваивающих соответствующие компоненты образовательной программы, сроки организации практической подготовки, согласуются Сторонами и являются неотъемлемой частью настоящего Договора (приложение 1) (пункт 1.2 примерной формой договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, утвержденной приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 5 августа 2020 г. № 885/390 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный номер № 59778).
Таким образом, соответствующая практика как компонент образовательной программы указывается в приложении 1 к договору о практической подготовке.
16. Нужно ли издавать приказ об определении структурных подразделений ВУЗа, где будет проходить практическая подготовка?
На усмотрение образовательной организации. Достаточным будет издание приказа о направлении на практическую подготовку обучающихся в структурное подразделение образовательной организации.
17. Если лабораторные занятия проходят в профильной организации на их оборудовании, то необходима для этой организации лицензия на осуществление образовательной деятельности?
Законодательством РФ об образовании не предусмотрено получение лицензии на образовательную деятельность профильными организациями.
18. П. 2.2.5 договора Профильная организация обязана сообщать руководителю Организации об условиях труда И требованиях охраны труда на рабочем месте. Вопрос: КАК?
Согласно пункту 2.2.7 примерной формы договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, утвержденной приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 5 августа 2020 г. № 885/390 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный номер № 59778) ответственное лицо от профильной организации обязано провести инструктаж обучающихся по охране труда и технике безопасности и осуществлять надзор за соблюдением обучающимися правил техники безопасности.
Обучающие должны быть ознакомлены под роспись с инструкциями по охране труда и технике безопасности.
19. Что заложено в понятие «объем оборудования и технических средств обучения», предоставляемый профильной организацией? Необходимо ли фиксировать эту информацию в договоре о практической подготовке и насколько конкретно?
Примерной формой договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, утвержденной приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 5 августа 2020 г. № 885/390 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный номер № 59778) не предусмотрено фиксирование в договоре конкретного количества оборудования м технических средств обучения.
20. Если в профильной организации проходит только практика, какой должен быть договор: на практику или практическую подготовку?
Договоры на практику не заключаются, заключаются договоры о практической подготовке.
21. В приказе Минобрнауки об утверждении Положения о практике от 27.11.2015 было требование: руководитель от образовательной организации должен быть из числа профессорско-преподавательского состава. В новом приказе этого требования нет. Теперь можно руководителем практики от университета назначить, например, специалиста о практике, не являющегося ППС?
Руководитель от образовательной организации осуществляет реализацию образовательной деятельности в форме практической подготовки, следовательно должен соответствовать требованиям к профессорско-преподавательскому составу.
22. Является ли физическая культура практической подготовкой?
Физическая культура как дисциплина является компонентом образовательной программы, который может быть реализован в форме практической подготовки.
23.Как организовать практику где обучающиеся проходят ее на нескольких площадках и невозможности заключения договоров со всеми организациями этих площадок (Дизайнеры)?
Договоры о практической подготовке должны быть заключены с каждой профильной организацией.
24. За чей счет проводится медицинский осмотр перед направлением в профильную организацию?
Согласно пункту 13 положения о практической подготовке обучающихся, утвержденного приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 5 августа 2020 г. № 885/390 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный номер № 59778) при организации практической подготовки, включающей в себя работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), обучающиеся проходят соответствующие медицинские осмотры (обследования) в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111) (далее – приказ Минздравсоцразвития России).
На основании пункта 4 приказа Минздравсоцразвития России предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать необходимые условия для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации (пункт 6 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Таким образом, образовательная организация обязана организовать медицинские осмотры обучающихся перед направлением в профильную организацию на практическую подготовку, включающую в себя работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).
25. Может ли образовательная организация СПО быть профильной для программы ВПО?
В случае если профильность профессиональной образовательной организации соответствует будущей профессиональной деятельности обучающихся по программам высшего образования.
26. А как будет учитываться педагогическая нагрузка для ППС при увеличении доли практической подготовки?
Согласно пункту 6 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся.
Таким образом, практическая подготовка включается в учебную (преподавательскую) работу педагогического работника.
27. Научный руководитель аспиранта может быть руководителем практики?
Научный руководитель аспиранта может быть его руководителем по практической подготовке.
28. Дайте, пожалуйста, разъяснения, как в договоре о практической подготовке указывать требования для лиц с ОВЗ?
В качестве дополнительных условий к примерной форме договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, утвержденной приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 5 августа 2020 г. № 885/390 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный номер № 59778).
29. Нужно ли в профильной организации обязательно с помощью внутренних локальных актов оговаривать график использования оборудования для проведения практической подготовки? Есть ли образцы таких актов? Нужно ли в ОПОП эти документы прилагать.
Если это требуется для профильной организации. Законодательство об образовании РФ по вопросам практической подготовки таких требований не устанавливает.
30. Может ли занятие в форме практической подготовки вести научный сотрудник?
Образовательную деятельность осуществляют педагогические работники, соответствующие требованиям законодательства РФ об образовании и трудового законодательства РФ.
31. Практика для аспирантов (педагогическая и научно-исследовательская). В чем особенность?
Педагогическая практика предполагает участие аспиранта в образовательном процессе. Научно-исследовательская работа предполагает выполнение работы, соответствующей критериям научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.
32. Нужно ли заключать договор при наличии договора о целевом обучении, который предусматривает организацию практику?
В случае если с профильной организацией уже имеется договор о целевом обучении для проведения практики необходимо заключить отдельный договор о практической подготовке.
33. Если есть договор о практической подготовке с профильной организацией, нужен ли дополнительный договор для прохождения? практики?
Заключается один договор о практической подготовке, в котором указывается практика как компонент образовательной программы реализуемый в форме практической подготовки.
34. Какова структура (обязательные элементы) рабочей программы практики?
Структура рабочей программы практики определяется образовательной организацией самостоятельно.
35. В ВУзе более 1000 студентов одновременно выходят на практику. Это - 1000 руководителей практики от профильной организации. Априори они не будут проходить для целей бесплатного руководства практикой меодосмотр и брать справку об отсутствии судимости.
Ответственное лицо, назначение которого предусмотрено пунктом 2.2.2 примерной формой договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, утвержденными приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 5 августа 2020 г. № 885/390 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный номер № 59778) назначается не для каждого обучающегося, а для группы (групп) в целом, осваивающих образовательную программу или ее отдельные компоненты в форме практической подготовки.
36. Допустимо ли допускать к практической подготовке студента,
у которого есть судимость, если ТК установлены ограничения?
напр., в области работы с несовершеннолетними (педиатрия, педагогика)
К педагогической деятельности не допускаются лица, не соответствующие требованиям статьи 331 Трудового кодекса РФ, в том числе обучающиеся.
37. В каких документах отражать, что данная часть ОП проводится в форме практической подготовки - в РП дисциплин, программах практик или лучше сделать отдельный документ приложением к ОП, где будет выписана вся практическая подготовка?
Согласно Положению о практической подготовке обучающихся, утверждённому приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05 августа 2020 г. № 885/390 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный № 59778) образовательная деятельность в форме практической подготовки может быть организована при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов образовательных программ, предусмотренных учебным планом. Реализация компонентов образовательной программы в форме практической подготовки может осуществляться непрерывно либо путем чередования с реализацией иных компонентов образовательной программы в соответствии с календарным учебным графиком и учебным планом. Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью (пункты 4,5,6).
Законодательство РФ об образовании не устанавливает количества часов на реализацию учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов образовательных программ в форме практической подготовки. В учебном плане образовательная организация самостоятельно отражает реализацию компонентов образовательной программы в форме практической подготовки. Например, все практические занятия дисциплине (практикумы, лабораторные работы и т.п.) проводятся в форме практической подготовки или часть из них.
В рабочей программе по предмету, курсу, дисциплине (модулю) при проведении практических занятий (практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности) необходимо предусмотреть практическую подготовку в виде выполнения отдельных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
38. Отменяемый этим приказом приказ 1383 единственный, где звучало понятие "программы практик". Теперь исходя из звучания определения образовательной программы в 273ФЗ должны ли мы переименовать программы практик в рабочие программы практик?
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная программа это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных указанным федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
Практика является одним из компонентов образовательной программы, в связи с чем в образовательной организации должна быть утверждена рабочая программа соответствующей практики.
39. Рассматриваемое Положение не распространяется на лиц, обучающихся по программам мед. образования, но при этом отменяет Приказ 1383. Какой приказ в настоящее время регламентирует порядок организации практической подготовки для лиц, получающих мед. обр.?
Нормативное регулирование в части практической подготовки при реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования осуществляется приказом Минздрава России от 03 сентября 2013 г. № 620н «Об утверждении Порядка организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования» (зарегистрирован Минюстом России 01 ноября 2013 г., регистрационный № 30304), приказом Минздрава России от 29 марта 2020 г. № 248 «Об организации практической подготовки обучающихся по образовательным программам медицинского и фармацевтического образования в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации», приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. № 435н «Об утверждении типовой формы договора об организации практической подготовки обучающихся, заключаемого между образовательной или научной организацией и медицинской организацией либо организацией, осуществляющей производство лекарственных средств, организацией, осуществляющей производство и изготовление медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 23 августа 2016 г., регистрационный № 43353).
40. Может ли проводиться практическая подготовка у индивидуальных предпринимателей?
Согласно части 7 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» практическая подготовка может быть организована в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в том числе в структурном подразделении профильной организации, предназначенном для проведения практической подготовки, на основании договора, заключаемого между образовательной организацией и профильной организацией.
Согласно статье 11 Налогового кодекса РФ организации это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законодательство РФ об образовании устанавливает проведение практической подготовки только в организации, в связи с чем практическую подготовку не возможно проводить у индивидуальных предпринимателей.
41. Обязательно ли создание структурного подразделения по практической подготовке в ОО?
Практическая подготовка может быть организована непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в структурном подразделении образовательной организации, предназначенном для проведения практической подготовки (часть 7 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).
Законодательство РФ об образовании не обязывает образовательную организацию создавать структурное подразделение образовательной организации, предназначенное для проведения практической подготовки.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся.
42. Должна ли быть практическая подготовка по всем дисциплинам?
Положением о практической подготовке обучающихся, утверждённым приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05 августа 2020 г. № 885/390 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный № 59778) не установлено требование относительно количества часов и компонентов образовательной программы реализация которых должна проходить в форме практической подготовки, следовательно образовательная организация определяет это самостоятельно исходя из содержания и направленности образовательной программы и ее компонентов и возможности их реализации в форме практической подготовки.
43. Форма договора на практическую подготовку не подлежит изменениям? Обязательно ли приложение 2? (место проведения)
Форма договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, утвержденная приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05 августа 2020 г. № 885/390 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный № 59778) (далее – Форма договора) является примерной, что позволяет сторонам договора устанавливать иные условия, не предусмотренные указанной формой, не противоречащие законодательству РФ. При этом предусмотренные Формой договора условия, в том числе приложения должны быть включены в договор, так они основаны на нормах законодательства РФ об образовании и Положения о практической подготовке обучающихся, утверждённого вышеуказанным приказом.
Так, согласно пункту 1.3 Формы договора реализация компонентов образовательной программы, согласованных Сторонами в приложении № 1 к настоящему Договору, осуществляется в помещениях Профильной организации, перечень которых согласуется Сторонами и является неотъемлемой частью настоящего Договора.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся. Следовательно, образовательная организация должна согласовать с профильной организацией места осуществления практической подготовки и прописать это в приложении к договору.
44. Необходимо ли в календарном учебном графике указывать сроки проведения компонентов ОП в форме практической подготовки?
В учебном графике указываются сроки реализации компонентов образовательной программы независимо от формы реализации, в том числе в форме практической подготовки.
45. Приказ 1383 отменен. А положение о практической подготовке не распространяется на программы по искусству. На какой документ ориентироваться при организации практики по направлениям искусства? В связи с тем, что на данный момент отсутствует нормативный акт, регламентирующий порядок практической подготовки при реализации ОП в области физической культуры и спорта, каким образом на данный момент реализовывать практическую подготовку?
Согласно пункту 1 Положения о практической подготовке обучающихся, утверждённого приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05 августа 2020 г. № 885/390 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный № 59778) порядок организации практической подготовки не распространяется на лиц, обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского или фармацевтического образования, по образовательным программам в области искусств и в области физической культуры и спорта.
В настоящее время осуществляется подготовка изменений в вышеуказанный приказ в части его распространения на образовательные программы в области искусств и в области физической культуры и спорта.
46. Пунктом 2 приказа Минобразования РФ от 5 августа № 885 «О практической подготовке обучающихся» отменено действие Положения о практике (приказ № 1383 от 27.11.2015). Получается, что вся практика должна быть организована в форме практической подготовки (т.е. термин «практика» замещен на термин «практическая подготовка».). Но, согласно пункта 4. Положения о практической подготовке, «практическая подготовка может быть организована …. при реализации практики». Следует ли из данного текста
В соответствии пунктом 24 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» практическая подготовка это форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы.
Практика, наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями), является компонентом образовательной программы, предусмотренным учебным планом (пункт 22 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Образовательная деятельность в форме практической подготовки может быть организована при реализации любых компонентов образовательной программы, в том числе и практики. Практическая подготовка при проведении практики организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
47. Будет ли еще нормативная документация (приказ) по практике или этот приказ регламентирует все формы практической подготовки, включая практики?
Положение о практической подготовке обучающихся и примерная форма договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, утверждены приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 5 августа 2020 г. № 885/390 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный номер № 59778) в соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Иных подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих проведение практики законодательство РФ об образовании не предусматривает.
48. Т.е. любое практическое занятие - это практическая подготовка? Даже если это практические занятия по физкультуре, иностранному языку?
Согласно пункту 6 Положения о практической подготовке обучающихся утверждённого приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 5 августа 2020 г. № 885/390 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный номер № 59778) практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнение отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, занятий лекционного типа, которые предусматривают передачу учебной информации, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью (пункт 9 указанного Положения)
Таким образом, практическое занятие и практическая подготовка не являются синонимами. Практическая подготовка может быть осуществлена путем проведения практических занятий предусматривающих участие обучающихся в выполнение отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
49. Какая сейчас ситуация с базовыми кафедрами? Они должны быть ликвидированы? Или можно сохранить эту форму взаимодействия, подписав еще и договор о практической подготовке?
Пунктом 1 части 7 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что практическая подготовка обучающихся может быть организована непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в структурном подразделении указанной организации, предназначенном для проведения практической подготовки.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся, в том числе кафедры.
Таким образом, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 403-ФЗ) предусматривает возможность организации практической подготовки обучающихся на базовых кафедрах, созданных (создаваемых) образовательными организациями высшего образования на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.
При этом договора о практической подготовке заключать не следует.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» договор о практической подготовке заключается только в случае, если она осуществляется в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в том числе ее структурном подразделении, предназначенном для проведения практической подготовки.
50. Можно убрать из договора о практической подготовке требование к руководителю от профильной организации в части соответствия его требованиям к работникам, осуществляющим педагогическую деятельность (справка об отсутствии судимости и медицинское обследование)?
Согласно пункту 2.2.2 примерной формы договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, утвержденной приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 5 августа 2020 г. № 885/390 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный номер № 59778) (далее – Форма договора) Профильная организация обязана назначить ответственное лицо, соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников Профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны Профильной организации.
На основании статьи 331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи; имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Пункт 2.2.2 Формы договора соответствует требованиям трудового законодательства РФ в части допуска к педагогической деятельности лиц, соответствующих требованиям статьи 331 Трудового кодекса РФ и не может быть исключен из договора.
Образовательная организация обязана удостовериться в соответствии руководителя от профильной организации требованиям статьи 331 Трудового кодекса РФ (на основании справок об отсутствии судимости, медицинских справок), так как согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся. При этом указанные справки должны храниться в профильной организации, так как руководитель от профильной организации назначен и состоит с ней в трудовых отношениях.
Форма договора является примерной, что позволяет сторонам договора устанавливать иные условия, не предусмотренные указанной формой, не противоречащие законодательству РФ. При этом предусмотренные Формой договора условия должны быть включены в договор о практической подготовке.
51. Какое содержание должно быть приложений к договору о практической подготовке? Покажите, пожалуйста образец.
Согласно пункту 1.2. примерной формы договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, утвержденной приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 5 августа 2020 г. № 885/390 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный номер № 59778) образовательная программа (программы), компоненты образовательной программы, при реализации которых организуется практическая подготовка, количество обучающихся, осваивающих соответствующие компоненты образовательной программы, сроки организации практической подготовки, согласуются Сторонами и являются неотъемлемой частью настоящего Договора (приложение 1).
Реализация компонентов образовательной программы, согласованных Сторонами в приложении № 1 к настоящему Договору, осуществляется в помещениях Профильной организации, перечень которых согласуется Сторонами и является неотъемлемой частью настоящего Договора (приложение № 2) (пункт 1.3).
Приказом не установлено примерной формы приложений к договору, в связи с чем они оформляются по усмотрению сторон договора.
52. Вид деятельности организации должен быть обязательно основным для определения соответствия профильности организации и образовательной программы?
Профильность организации определяется в соответствии с будущей профессиональной деятельностью, направленностью образовательной программы с учетом ФГОС и Профессиональных стандартов.
Профильность может иметь как вид деятельности организации в целом, так и деятельность в рамках структурных подразделений организации (бухгалтерия, юротдел, отдел кадров, служба электроснабжения и т.д.) или отдельных специалистов.
Подтверждающими документами являются устав профильной организации, положение о структурном подразделении, штатное расписание, выписка из ЕГРЮЛ.
53. Должен ли руководитель от профильной организации соответствовать требованиям квалификационных справочников по пед работникам?
Не должен. Должны быть соблюдены ограничения в части допуска к педагогической деятельности, установленные.
54. Верно ли суждение: производственная практика реализуется априори в форме практической подготовки, а учебная практика - может включать (не включать) практическую подготовку?
Согласно пункт 7 Положения о практической подготовке обучающихся утверждённого приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 5 августа 2020 г. № 885/390 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный номер № 59778) практическая подготовка при проведении практики организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
С чего следует, что каждый вид практики должен по возможности предусматривать практическую подготовку обучающихся.
55. В Постановлении Правительства РФ, которым внесены изменения в Положение о государственной аккредитации, указывается, что профильность организации должна подтверждаться выпиской из ЕГРЮЛ.
Согласно пункту 57 (2) Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 при проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ анализ соответствия образовательной деятельности, организуемой в форме практической подготовки обучающихся, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов осуществляется с учетом области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
В случае проведения практической подготовки обучающихся в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в том числе в ее структурном подразделении, предназначенном для проведения практической подготовки, на основании договора, заключенного между указанной организацией и организацией, осуществляющей образовательную деятельность, экспертная группа использует сведения о такой организации, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, а также договор о практической подготовке обучающихся.
Указанным Положением о государственной аккредитации не предусмотрено, что профильность организации определяется только в соответствии с ОКВЭД, на основании выписки из ЕГРЮЛ.
Профильность может иметь как вид деятельности организации в целом, так и деятельность в рамках структурных подразделений организации (бухгалтерия, юротдел, отдел кадров, служба электроснабжения и т.д.) или отдельных специалистов. Кроме того, при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности не могут быть запрошены документы профильной организации, так как в отношении нее аккредитационные мероприятия не проводятся.
56. Если в вузе есть действующие договоры с профильными организациями в части проведения практики, то надо ли их заменить на новый договор - договор по организации практической подготовки, или договор по практике действует до окончания его срока ?
Практика должна осуществляться в соответствии с договором о практической подготовке, заключенным в порядке предусмотренном приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05 августа 2020 г. № 885/390 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный № 59778) со дня вступления его в силу (22 сентября 2020 г.).
При этом ранее заключенные договоры о практике продолжают действовать до истечения срока такого договора. Согласно части 2 статьи 422 Гражданского кодекса РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Однако, учитывая что Федеральным законом от 02.12.2019 № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и указанным приказом предусмотрено новое правовое регулирование вопросов практической подготовки, в том числе при проведении практики целесообразно перезаключить ранее заключенные договоры о практике на договоры о практической подготовке в ближайшее время (например, с 1 января 2021 г.).
57. Если практика проводится в форме практической подготовки в структурном подразделении университета: 1) договор не заключается? 2) сколько руководителей должно быть? (руководитель практики от кафедры + руководитель практической подготовки от структурного подразделения)
Законодательство РФ об образовании не предусматривает заключение договора о практической подготовке если практическая подготовка осуществляется в самой образовательной организации или ее структурном подразделении. Порядок проведения практики в форме практической подготовки, в том числе назначение руководителей (в том числе от структурного подразделения) устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации.
58. Договор может быть бессрочным?
Срок договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы определяется в соответствии со сроком реализации образовательной программы или ее отдельных компонентов в форме практической подготовки в соответствии с учебным планом образовательной организации. Договор вступает в силу после его подписания и действует до полного исполнения сторонами обязательств (пункт 3 Примерной формы договора).
Соответственно указанный договор не может быть бессрочным. Срок договора может совпадать со сроком реализации образовательной программы (например, 4 года если в течении всего периода (постоянно, периодически) осуществляется практическая подготовка в соответствующей организации) или составлять срок реализации ее отдельных компонентов (например, 1 месяц на прохождение практики).
59. Если аспирант работает в профильной организации, где предполагается практика, нужен ли в этом случае договор?
Согласно пункту 8 Положения о практической подготовке обучающихся, утверждённому приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05 августа 2020 г. № 885/390 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный № 59778) обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить практику по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям образовательной программы к проведению практики.
При этом с такой организацией также следует заключить договор о практической подготовке.
60. Нужно (можно) ли сохранить в образовательной организации положение о практике?
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
Соответственно образовательная организация вправе утвердить положение о практике, а также положение о практической подготовке обучающихся, непротиворечащие нормам законодательства РФ об образовании по данным вопросам.
61. Какие документы необходимы по практике для подтверждения ее освоения? Ранее такие документы были указаны в Министерских документах.
Документы, необходимые для подтверждения прохождения практики определяются локальным нормативным актом образовательной организации.
62. Можно ли в ЛНА прописать необязательность назначения руководителя практической подготовки?
Форма договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, утвержденная приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05 августа 2020 г. № 885/390 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный № 59778) является примерной, что позволяет сторонам договора устанавливать иные условия, не предусмотренные указанной формой, не противоречащие законодательству РФ. При этом предусмотренные примерной формой условия, в том числе в части назначения руководителя практической подготовки, должны быть включены в договор о практической подготовке.
63. Договоры о практической подготовке могут быть платными?
Положением не предусмотрена оплата практической подготовки обучающихся в профильной организации. Обучающиеся выполняют работы, в которых заинтересована профильная организация.
64. Надо ли готовить приказы о направлении обучающихся на прохождение практической подготовки?
Согласно пункту 2.1.1 Формы договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, утвержденной приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05 августа 2020 г. № 885/390 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный № 59778) образовательная организация не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала практической подготовки по каждому компоненту образовательной программы представить в Профильную организацию поименные списки обучающихся, осваивающих соответствующие компоненты образовательной программы посредством практической подготовки. Указанные списки должны быть утверждены приказом образовательной организации.
65. Как это Положение работает в аспирантуре?
Согласно пункту 6 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность при освоении основных профессиональных образовательных программ или отдельных компонентов этих программ организуется в форме практической подготовки.
Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре относятся к основным профессиональным образовательным программам (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Положение о практической подготовке обучающихся, утверждённое приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05 августа 2020 г. № 885/390 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный № 59778) распространяется и на реализацию образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
66. Может ли образовательная организация направить обучающегося на практическую подготовку в другие населенные пункты без получения письменного согласия студента?
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на таком принципе, как гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности.
Образовательная организация обязана соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации (пункт 3 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Согласно пункту 15 Положения о практической подготовке обучающихся, утверждённого приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05 августа 2020 г. № 885/390 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный № 59778) обеспечение обучающихся проездом к месту организации практической подготовки и обратно, а также проживанием их вне места жительства (места пребывания в период освоения образовательной программы) в указанный период осуществляется образовательной организацией в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации.
Направление на практическую подготовку обучающихся вне места их жительства возможно только с их согласия.
67. Какие различия в практической подготовке у ВО и СПО?
Законодательство РФ об образовании не устанавливает различий в порядке практической подготовки по программам высшего образования и программам среднего профессионального образования.
68. Можно ли заключать договор с профильной организацией на несколько лет без указания ФИО студентов, что бы направлять туда разных студентов, разных специальностей?
Договоры заключаются на срок реализации конкретной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) или ее отдельных компонентов.
69. Пп.2.2.2 примерного договора «назначить ответственное лицо, с
соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников Профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы
в форме практической подготовки со стороны Профильной организации»
Вопрос – Каким образом осуществляется назначение ответственного лица, обеспечивающего организацию реализации практической подготовке.
Назначение может быть осуществлено приказом профильной организации.
70. Что будет являться подтверждением выполнение учебного плана по практической подготовке в рамках дисциплины. Отчет студента?
Образовательная организация осуществляет образовательную деятельность в форме практической подготовки по компонентам образовательной программы. Учебным планом предусматривается форма промежуточной аттестации по предмету, курсу, дисциплине (модулю) независимо от формы их реализации. Текущий контроль по предмету, курсу, дисциплине (модулю), в том числе при их реализации в форме практической подготовки осуществляется в соответствии с рабочей программой.
71. Возможно ли прохождение производственной практики студентов нефтяной отрасли на базе образовательного учреждения, при наличии достаточного количества практической работы?
Практическая подготовка при прохождении практики может быть осуществлена как в образовательной организации, так и в профильной организации на усмотрение самой образовательной организации.
72. П.10 приказа «При организации практической подготовки
профильные организации создают условия для реализации компонентов
образовательной программы, предоставляют оборудование и технические средства обучения в объеме, позволяющем выполнять определенные виды работ, связанные с будущей профессиональной деятельностью обучающихся». Вопрос – Должна ли профильная организация подтверждать наличие условий для реализации практической подготовки или достаточно только договора между ОО и профильной организацией?
Согласно пункту 2.3. Формы договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, утвержденной приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05 августа 2020 г. № 885/390 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный № 59778) образовательная организация имеет право осуществлять контроль соответствия условий реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки требованиям Договора.
Таким образом, образовательная организация при организации практической подготовки в профильной организации в случае сомнений может проверить условия для реализации компонентов образовательной программы, в том числе оборудование и технические средства обучения.
73. П.15 приказа «Обеспечение обучающихся проездом к месту организации практической подготовки и обратно, а также проживанием их вне места жительства (места пребывания в период освоения образовательной программы) в указанный период осуществляется образовательной организацией в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации». Вопрос – В локальном нормативном акте ОО «О порядке обеспечения обучающихся к месту организации практической подготовки» обеспечение обучающихся?
Может быть принят как отдельный локальный нормативный акт, устанавливающий порядок обеспечения обучающихся проездом к месту организации практической подготовки и обратно, а также проживанием их вне места жительства (места пребывания в период освоения образовательной программы) в указанный период, так и указанный порядок может закреплен в ином локальном нормативном акте, к примеру в положении о практической подготовке.
74. Для студентов , например 4 курса, необходимо ли вносить изменения и включать практическую подготовку в ООП?
Согласно части 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Таким образом, практическая подготовка должна быть предусмотрена в образовательных программах, реализация которых началась после вступления в силу приказа Минобрнауки России и Минпросвещения России от 5 августа 2020 г. № 885/390 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный номер № 59778) (с 22 сентября 2020 г.) (далее – Приказ).
Однако образовательная организация вправе внести изменения в образовательную программу реализация которой началась до вступления в силу Приказа с согласия обучающихся.
Также следует отметить, что в случае направления студентов на практику с 22 сентября 2020 г. в профильные организации в случае отсутствия действующих договоров о практике новые договоры должны быть заключены в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 403-ФЗ) и Приказа.
75. Пп.2.1.4 примерного договора «установить виды учебной деятельности, практики и иные компоненты образовательной программы, осваиваемые обучающимися в форме практической подготовки, включая место, продолжительность и период их реализации». Вопрос – Каким образом это устанавливать – приказом по Вузу и/или приложением к договору или каким-то другим образом?
Виды учебной деятельности, практики и иные компоненты образовательной программы, осваиваемые обучающимися в форме практической подготовки, устанавливаются образовательной программой.
76. Если образовательная программа реализуется в сетевой форме,
участник сетевого взаимодействия - организация, предоставляющая ресурсы, в том числе для практики, иных видов практической подготовки, но не реализующая соответствующую часть образовательной программы. Вопрос – Должен ли быть договор о практической подготовке с такой организации наряду с договором о сетевой форме?
В указанном случае реализуется единая программа в соответствии с заключенным договором о сетевой форме реализации образовательной программы. Договора о практической подготовке заключать не следует.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ и примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ утверждены совместным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (зарегистрирован Минюстом России 10.09.2020, регистрационный № 59764).
77. Требуется ли повышение квалификации от руководителей практик по ИКТ, Охране труда, по оказанию первичной медпомощи и работе с лицами с ОВЗ?
Таким требований к руководителям законодательством РФ по вопросам практической подготовки обучающихся не установлено.
78. Каким образом это будет отражаться при заполнении дипломов?
Согласно Порядку заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 13 февраля 2014 г. N 112 (зарегистрирован Минюстом России 7 марта 2014 г., регистрационный № 31540) информация о прохождении практической подготовки в документах о высшем образовании и квалификации не отражается.
79. Таким образом, долгосрочные соглашения о сотрудничестве с крупными предприятиями должны быть аннулированы?
Соглашения о сотрудничестве аннулировать не следует. Необходимо заключать договоры о практической подготовке в соответствии с требованиями законодательства РФ.
26 сентября 2020 года
Материалы по вебинарам, проведенным на базе ФГБУ Интеробразование в период с 3 августа 2020 по 31 августа 2020, размещены на сайте приемной кампании 2020 года (priemvuz2020.ru).
Материалы вебинаров доступны зарегистрированным участникам мероприятий.
06 апреля 2020 года
Вебинар по вопросам проведения Приемной кампании в 2020 г., а также организация целевого обучения и мониторинга трудоустройства
Регистрация на вебинар начинается с 15 апреля 2020 г.
Для участия в вебинаре необходимо пройти по ссылке: ВЕБИНАР.
Ссылка будет доступна на момент начала трансляции.
10 февраля 2020 года
Видеоконференция по вопросу организации работы по реализации мероприятий, предусмотренных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 29 января 2020 г. № 146 «О мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции»
06 января 2020 года
Вебинар по вопросам совершенствовании методики расчета контрольных цифр приема и реализации квоты приема на целевое обучение в 2020/21 уч. г.
Для участия в вебинаре необходимо в 14:00 по московскому времени осуществить вход в Ваш имеющийся аккаунт gmail.com по ссылке ВЕБИНАР
Предварительная регистрация участников не требуется.
Материалы вебинара:
04 декабря 2019 года
ФГБУ «Интеробразование» приглашает принять участие в вебинаре «РУМЦ и его деятельность в системе высшего образования» часть 5.
Организаторы: ГБУ «Интеробразование», ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)», ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» и ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет».
.
Участники вебинара: организации высшего профессионального образования, РУМЦ высшего профессионального образования
Участие в вебинаре бесплатное. Количество участников не ограничено. Сертификаты участия не предусмотрены.
Трансляция вебинара начнется 17 декабря 2019 года в 12:00
(по московскому времени) и будет осуществляться по ссылке ).
Для участия в вебинаре необходимо в 12:00 по московскому времени осуществить вход в Ваш имеющийся аккаунт gmail.com по ссылке ВЕБИНАР (запись)
Предварительная регистрация участников не требуется.
Материалы вебинара (в том числе видеозапись).
(Презентации: РУМЦ РГАЗУ (Минсельхоз РФ),
28 ноября 2019 года
ФГБУ «Интеробразование» приглашает принять участие в вебинаре «РУМЦ и его деятельность в системе высшего образования» часть 4.
Организаторы: ГБУ «Интеробразование», ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма», ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» и ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет».
.
Участники вебинара: организации высшего профессионального образования, РУМЦ высшего профессионального образования
Участие в вебинаре бесплатное. Количество участников не ограничено. Сертификаты участия не предусмотрены.
Трансляция вебинара начнется 03 декабря 2019 года в 13:30
(по московскому времени) и будет осуществляться по ссылке ).
Для участия в вебинаре необходимо в 12:00 по московскому времени осуществить вход в Ваш имеющийся аккаунт gmail.com по ссылке ВЕБИНАР (запись)
Предварительная регистрация участников не требуется.
Материалы вебинара (в том числе видеозапись).
(Презентации: РУМЦ РГУФКСМиТ (Минспорт РФ),
21 ноября 2019 года
ФГБУ «Интеробразование» приглашает принять участие в вебинаре «РУМЦ и его деятельность в системе высшего образования» часть 3.
Организаторы: ФГБУ «Интеробразование», ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет», ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» и ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)».
.
Участники вебинара: организации высшего профессионального образования, РУМЦ высшего профессионального образования
Участие в вебинаре бесплатное. Количество участников не ограничено. Сертификаты участия не предусмотрены.
Трансляция вебинара начнется 27 ноября 2019 года в 12:00
(по московскому времени) и будет осуществляться по ссылке ).
Для участия в вебинаре необходимо в 12:00 по московскому времени осуществить вход в Ваш имеющийся аккаунт gmail.com по ссылке ВЕБИНАР (запись)
Предварительная регистрация участников не требуется.
Материалы вебинара (в том числе видеозапись).
(Презентации: РУМЦ РУТ (МИИТ) (Минтранс РФ),
07 ноября 2019 года
ФГБУ «Интеробразование» приглашает принять участие в вебинаре «РУМЦ и его деятельность в системе высшего образования» часть 2.
Организаторы: ФГБУ «Интеробразование», ФГАОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» и ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет».
.
Участники вебинара: организации высшего профессионального образования, РУМЦ высшего профессионального образования
Участие в вебинаре бесплатное. Количество участников не ограничено. Сертификаты участия не предусмотрены.
Трансляция вебинара начнется 20 ноября 2019 года в 12:00
(по московскому времени) и будет осуществляться по ссылке ).
Для участия в вебинаре необходимо в 12:00 по московскому времени осуществить вход в Ваш имеющийся аккаунт gmail.com по ссылке ВЕБИНАР (запись)
Предварительная регистрация участников не требуется.
Материалы вебинара (в том числе видеозапись):
(Презентации: РУМЦ РГМУ им. ак.адемика И.П. Павлова (Минздрав РФ)
и РУМЦ ВятГУ)
24 октября 2019 года
ФГБУ «Интеробразование» приглашает принять участие в вебинаре «РУМЦ и его деятельность в системе высшего образования» часть 1.
Организаторы: ФГБУ «Интеробразование», ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» и ФГБОУ ВО «Российская государственная специализированная академия искусств».
.
Участники вебинара: организации высшего профессионального образования, РУМЦ высшего профессионального образования
Участие в вебинаре бесплатное. Количество участников не ограничено. Сертификаты участия не предусмотрены.
Трансляция вебинара начнется 06 ноября 2019 года в 09:30
(по московскому времени) и будет осуществляться по ссылке ).
Для участия в вебинаре необходимо в 09:30 по московскому времени осуществить вход в Ваш имеющийся аккаунт gmail.com по ссылке ВЕБИНАР (запись)
Предварительная регистрация участников не требуется.
Материалы вебинара (в том числе видеозапись):
(Презентации: РУМЦ РГСАИ (Минкультуры РФ)
и РУМЦ ЧГУ)
09 сентября 2019 года
Вебинар по вопросам мониторинга целевого обучения в 2019/20 учебном году
Для участия в вебинаре необходимо в 10:00 по московскому времени осуществить вход в Ваш имеющийся аккаунт gmail.com по ссылке ВЕБИНАР
Предварительная регистрация участников не требуется.
29 июля 2019 года
Вебинар по вопросам мониторинга приемной кампании в 2019/20 учебном году
Предварительная регистрация участников не требуется.
09 июля 2019 года
Вебинар по вопросам приема в образовательные организации высшего образования и вопросам целевого обучения
Предварительная регистрация участников не требуется.
08 июля 2019 года
ВЕБИНАРЫ ПО ВОПРОСАМ МОНИТОРИНГА ПРИЕМНОЙ КАМПАНИИ 2018 ГОДА
Прошедшие вебинары:
-
15 Августа 2018 года ВЕБИНАР ПО ВОПРОСАМ МОНИТОРИНГА ПРИЕМНОЙ КАМПАНИИ 2018 ГОДА 3-ая Часть
-
1 Августа 2018 года ВЕБИНАР ПО ВОПРОСАМ МОНИТОРИНГА ПРИЕМНОЙ КАМПАНИИ 2018 ГОДА 2-ая Часть
-
25 Июля 2018 года ВЕБИНАР ПО ВОПРОСАМ МОНИТОРИНГА ПРИЕМНОЙ КАМПАНИИ 2018 ГОДА 1-ая Часть
06 июня 2018 года
Вебинар посвященный вопросам предоставления сведений о кандидатах на получение стипендий Президента Российской Федерации и стипендий Правительства Российской Федерации для студентов и аспирантов, осваивающих образовательные программы высшего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
17 апреля 2018 года
Вебинары по мониторингу эффективности образовательных организаций 2018 2-я часть
10 апреля 2018 года
Вебинар по мониторингу эффективности образовательных организаций 2018 года
04 апреля 2018 года
Вебинар об установлении квоты целевого приема
22 марта 2018 года
Вэбинар о ВКР выпускников образовательных организаций высшего образования 2017 года согласно письму от 15 марта 2018 года №ИК-364/05 "О представлении информации о ВКР выпускников образовательных организаций высшего образования 2017 года"
13 февраля 2018 года
ВЕБИНАР ПО ВОПРОСАМ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ
21 ноября 2017 года
ВЕБИНАР ПО ВОПРОСАМ СБОРА ОБ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
07 августа 2017 года
Вебинар по вопросам мониторинга приемной кампании 2017 часть 3
25 июля 2017 года
Вебинар по вопросам мониторинга приемной кампании 2017 часть 2
17 июля 2017 года
Вебинар по вопросам мониторинга приемной кампании 2017
23 июня 2017 года
2017 предоставления отчета о выплате стипендий и предоставления сведений о кандидатах на стипендии
21 июня 2017 года
Вебинар, о выплате стипендий Президента и отчета о выплате стипендий Правительства РФ 2017
06 июня 2017 года
2017 Вебинар, посвященный вопросам предоставления сведений о кандидатах на стипендии Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации
12 апреля 2017 года
Вебинар по вопросам установления квоты целевого приема 2017 Часть-2
29 марта 2017 года
Вебинар по вопросам установления квоты целевого приема 2017
20 февраля 2017 года
Вебинар по вопросам формирования конкурсной заявки
07 февраля 2017 года
Вебинар: Порядок назначения государственной академической и государственной социальной стипендий
30 декабря 2016 года
Вебинар: по вопросам временного порядка предоставления компенсации расходов кубинским гражданам, связанных с их обучением в Российской Федерации в 2017 году
26 августа 2016 года
Вебинар: по вопросам предоставления сведений о целевом приеме и обучении часть 2
19 августа 2016 года
Вебинар: по вопросам предоставления сведений о целевом приеме и обучении часть 1
01 августа 2016 года
Вебинар: мониторинг приемной кампании 2016 года. По вопросу плана "Б"
20 июля 2016 года
Вебинар по вопросам мониторинга приемной кампании 2016 года с участием разработчиков ФИС ГИА и приема
15 июля 2016 года
Вебинар по вопросам мониторинга приемной кампании 2016 года
24 июня 2016 года
Вебинар по вопросу обучения граждан Республики Куба в рамках квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, установленной Правительством Российской Федерации
07 июня 2016 года
вебинар, посвященный вопросам предоставления сведений о кандидатах на получение стипендий Президента Российской Федерации и стипендий Правительства Российской Федерации для студентов и аспирантов, осваивающих образовательные программы высшего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность